Оформление договора купли-продажи земельного участка
Договор купли-продажи земельного участка заключается при его отчуждении. Стороны, осуществляющие сделку, согласовывают между собой ее условия и фиксируют их в письменном виде.
От того, насколько грамотно составлен договор, зависят его юридические последствия, а также порядок совершения регистрационных действий.
Формы заключения договора купли-продажи земельного участка
Действующее законодательство РФ предусматривает две возможные формы заключения договора купли-продажи земельного участка:
- простая письменная форма;
- нотариальная форма.
Простая письменная форма договора предусмотрена статьей 550 ГК РФ. При использовании такой формы стороны, заключающие сделку, подписывают договор и передают его на регистрацию в органы Росреестра.
Нотариальное заверение договора необходимо, если:
- заключается сделка по отчуждению участка земли, принадлежащего несовершеннолетнему или ограниченно дееспособному гражданину;
- заключается сделка по отчуждению долей в праве общей долевой собственности на участок земли (включая ситуации, при которых все дольщики распоряжаются своими долями в рамках одной сделки).
Обе формы договора подлежат государственной регистрации, фиксирующей переход права собственности на землю от продавца к покупателю.
Договор, составленный с нарушением требований, предусмотренных статьей 550 ГК РФ, является недействительным, то есть не имеющим юридической силы.
Последовательность действий при заключении договора
Заключение договора купли-продажи земельного участка происходит в несколько этапов:
- изучение спроса и предложений на рынке земли, проведение переговоров между продавцом и потенциальным покупателем относительно предполагаемых условий будущей сделки, предварительное согласование ключевых положений;
- согласование деталей сделки (предмета и цены договора, порядка проведения расчетов, порядка передачи прав на землю покупателю, других важных условий);
- составление договора по предусмотренной законодательством форме и его подписание сторонами;
- регистрация договора купли-продажи земельного участка и перехода права собственности в Росреестре;
- внесение данных с ЕГРП с получением зарегистрированных документов сторонами сделки.
Перечень необходимых документов
Для того чтобы заключить сделку купли-продажи участка земли и осуществить ее государственную регистрацию, необходимы следующие документы:
- заявление о регистрации права собственности (перехода права собственности), поданное в территориальный орган Росреестра;
- паспорта или другие документы, удостоверяющие личности участников сделки (подписантов договора);
- договор купли-продажи участка земли, составленный в трех экземплярах (по одному для каждой стороны и еще один – для Росреестра);
- документы на земельный участок (свидетельство о праве собственности либо выписка из ЕГРП);
- кадастровый паспорт участка земли с его основными характеристиками;
- акт приема-передачи земельного участка (требуется, если в договоре отсутствуют положения, фиксирующие факт передачи участка земли);
- согласие супруга на отчуждение участка, приобретенного в период брака (согласие должно быть заверено нотариально);
- квитанция об уплате госпошлины.
Сколько стоит оформление
Составление и регистрацию договора купли-продажи земли можно выполнить как самостоятельно, так и с помощью специализированных юридических фирм. В первом случае существует риск допущения ошибок и потери времени на их исправление.
В случае обращения к компаниям, предоставляющим соответствующую помощь, договор составляется профессионально, с учетом всех законодательных требований и норм.
Стоимость юридических услуг может отличаться в зависимости от региона, но, как правило, она начинается от 5 тысяч рублей.
Кроме того, потребуется уплата госпошлины при совершении регистрационных действий: 1000 рублей стоит госрегистрация договора купли-продажи и столько же – регистрация каждого перехода права собственности.